Когнитивно-поведенческая терапия: цели, описание, упражнения, обучение

Одним из направлений в психотерапевтической практике является когнитивно-поведенческая терапия.

Методика, состоящая из комплекса стратегий, помогает устранить проблемы, характерные для нервно-психических расстройств, психологического перенапряжения.

psihoterapiya

Что это такое?

КПТ – это направление в психотерапии, появившееся в 60-е годы прошлого столетия. Комплексный метод объединяет два научных подхода: когнитивный и бихевиористский (поведенческий).

В основе первого учения применяется теория, доказывающая связь между мыслями человека и нервно-психическими расстройствами. Второй подход отражает аналогичную взаимозависимость психологических проблем и поведения.

smysl-kpt

Объединённые стратегии дают положительные результаты в терапии депрессивных состояний, раздражительности, фобий и пр.

Что это простыми словами: изменение искажённых эмоциональных реакций путём приведения в порядок мыслей, коррекции поведения.

Первой в медицине стала практиковаться поведенческая терапия. После учёные объединили её с когнитивным учением.

Сторонники поведенческого направления долгое время не признавали эффективность когнитивного подхода в лечении пациентов с расстройствами психики.

Настоящим переворотом стала книга (1979 г.) Джудит Бек, в которой автор привёл исчерпывающие доводы в пользу совместного применения методик.

kniga-dzhudit-bek

Развитие КПТ за столетие условно можно разделить на 4 этапа:

  • Первый этап – применение поведенческой терапии (1910-1950 годы).
  • Второй этап – когнитивно-поведенческий подход в классическом варианте (1960-е годы). В основе практики лежит рационально-эмоциональная терапия.
  • Третий этап – новый скачок развития (с 1990-х годов). При нём появились такие понятия, как: терапия осознанностью, АСТ терапия (принятия и обязанностей), схема-терапия, диалектико-поведенческая психотерапия.
  • Четвёртый этап – период, при котором в психотерапии стали использоваться инновационные технологии (гаджеты, программные приложения и пр.).
Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии РФ образовалась в конце прошлого столетия (1999 г). В качестве базы использовалась Клиника Нервозов им. Павлова.

В создании и развитии принимали участие выдающиеся психотерапевты и практикующие специалисты.

Преимущества КПТ

Рассматриваемая методика получила признание от специалистов всего мира.

vrachi-obsuzhdayut

Совокупность техник, подходов позволяет достичь высокого терапевтического результата в лечении нервно-тревожных расстройств.

Популярность методики обусловлена следующими преимуществами:

  • короткая продолжительность курса (10-20 сессий);
  • полное решение психологической проблемы;
  • устойчивый результат терапии (часто пожизненная стойкость);
  • простые задания;
  • понятные упражнения для обычных людей;
  • отсутствие побочных реакций;
  • большое количество техник, что открывает возможности для лечения разноплановых проблем;
  • возможность выполнять упражнения, предложенные врачом, дистанционно;
  • задействование скрытых способностей организма, которые можно использовать для восстановления психоэмоционального фона;
  • безопасность, отсутствие риска получить психологическую травму.

Нельзя не подчеркнуть такое достоинство, как отсутствие иррациональных составляющих методики. При работе с пациентом затрагиваются лишь моменты, касающиеся проблемы. Вопросы религии и мировоззрения обсуждению не подлежат.

Основные техники когнитивно-поведенческой терапии

Существует большое количество техник КПТ. Самым распространённым вариантам отвёл часть книги Джудит Бек в своей работе «Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям».

Дневник

Основная техника предусматривает ведение дневника. В него пациент должен вписывать все моменты, вызывающие на протяжении дня сильные эмоции.

devushka-pishet

Для удобства анализа заполнение данных осуществляется в таблицу с разделами:

  • описание ситуации;
  • определение когниции (нужно дать собственную оценку ситуации, описать собственные мысли);
  • описание своих эмоций и поведения;
  • рациональное решение относительно случившегося (что было предпринято, какие способы использовались для успокоения).

Отдельная графа отводится для заполнения лечащим врачом, где специалист указывает на ошибки.

Графы в дневнике психотерапевт может менять или предлагать свою интерпретацию.

Суть техники – двойная проработка мышления и поведения:

  • в период сразу после стресса (сильной эмоции);
  • на приёме у врача.

Экспозиция

Высокий результат наблюдается при использовании техники в терапии разных фобий. Пациент должен научиться не уходить от тревожных ситуаций, а переживать их.

Суть лечения сводится к созданию психологически опасной для пациента ситуации, которая вызывает у него волнение.

slozhnaya-situatsiya

К примеру, страх перед лифтом. Терапевт сопровождает клиента к двери лифта. При этом внимательно наблюдает за его эмоциональными реакциями.

При появлении тревожности врач предлагает выполнить специальные упражнения, стабилизирующие психоэмоциональный фон.

Следующим этапом осуществляется вход в кабинку лифта и подъём. На данном этапе волнение чаще всего снова усиливается, на что доктор предлагает новые упражнения.

Ситуация проигрывается до тех пор, пока пациент не освоит навыки осознания своего поведения и способы нейтрализации тревожности.

Не менее популярными считаются техники:

  • принятия решений;
  • копинг-карточки;
  • рефокусирование;
  • расслабление и осознанность;
  • функциональные сравнения и списки достижений;
  • техника «пирога»;
  • ролевая игра.
Накопив опыт, психотерапевты разрабатывают свои техники. После накопления данных относительно эффективности они используются другими специалистами в качестве инструмента КПТ.

Показания для применения КПТ

Метод лечения, объединяющий когнитивный и поведенческий подходы, обеспечивает высокий эффект в решении проблем невротического и психотического типа.

Его практикуют в терапии:

  • невроза навязчивых состояний;
  • аномалий пищевого поведения;
  • тревожных и аффективных расстройств;
  • проблем интимного характера.

Техники дают неплохие результаты в лечении наркомании, игромании, алкоголизма, различных психологических зависимостей.

При тревоге

trevoga

При тревожном расстройстве пациенту предлагается пройти тест. Тематика: что вызывает тревожность.

Врачу важно выявить круг возбудителей для выбора техник и упражнений. У каждого больного они свои.

Направления работы с пациентом:

  • умение отделять вымышленные/преувеличенные тревоги от реальных;
  • выработка навыков управления ситуацией, вне зависимости от того, реальная угроза или предполагаемая;
  • снижение тревожности с применением разных техник (когнитивных, эмоциональных, поведенческих);
  • взятие под контроль тревоги, чтоб она не успела овладеть разумом;
  • выработка позитивного мышления, способности самонаблюдения;
  • ознакомление с информацией, как развить в себе самообладание;
  • оценить собственные успехи;
  • применение способов, освобождающих от тревожности;
  • использование технологии прокрастинации, она поможет нейтрализовать страх и тревогу.

Психотерапевты предлагают разделить воздействия по устранению тревоги/страхов на 7 шагов. Выработать до автоматизма каждый из этапов. Это поможет решить психологическую проблему.

При РПП

Учитывая мнение ведущих психотерапевтов, КПТ – это эффективная терапия расстройств пищевого поведения. Подтверждают данный факт отзывы людей, улучшивших качество жизни с помощью когнитивно-поведенческой практики.

devushka-s-rpp

Метод применим как для взрослых пациентов, так и подростков. При выборе техник нужно принимать во внимание характер проблемы.

Приходится сталкиваться со следующими искажёнными убеждениями:

  • недовольство собственной фигурой, телом, внешним видом;
  • низкая самооценка;
  • чувство вины;
  • отвращение;
  • тревога.

Терапия проводится в три этапа:

  • В начале психотерапевт совместно с пациентом составляет план касательно режима питания, устранения симптоматики. Подбираются инструменты, помогающие контролировать собственные эмоции. Также разрабатываются домашние задания, которые пациент должен выполнять самостоятельно.
  • Второй этап – это работа с самооценкой. Пациента учат принимать себя в таком виде, какой есть. С помощью техник прорабатываются вопросы относительно взаимоотношений с близкими и окружающими. Повторяются упражнения на контроль своих эмоций.
  • Третий этап – это профилактика рецидивов. Работа концентрируется на нейтрализации влияния триггеров, сохранении навыков и достигнутого результата.

При панических атаках

При данной патологии пациент испытывает особенное состояние, которое окружающим непонятно.

panicheskie-ataki

Для преодоления проблемы разработан специальный алгоритм, позволяющий взять ситуацию под контроль человеку, нуждающемуся в психологической помощи.

Лечебный процесс выстраивается с учётом следующих этапов:

  • изменение убеждений об угрозе жизни – пациент испытывает реальные физические ощущения приближающейся смерти, инфаркта и пр.;
  • создание ситуаций, которые ранее избегались – для каждого случая подбираются инструменты борьбы с приступами;
  • проработка с врачом тревоги – больному приходится вновь пережить переживания, но под контролем и с коррекцией психотерапевта;
  • восстановление активности – данный этап сопровождается возвращением человека к привычному образу жизни, либо предлагается коренным образом сменить ритм, увлечения, окружение.
Завершается терапия закреплением пройденных тем. Это поможет избежать рецидивов.

Упражнения

Упражнения, применяемые в КПТ практике, представляют собой лечебно-профилактический инструмент психотерапии. Занятия помогают установить между врачом и пациентом доверительные отношения, выработать новую модель поведения.

К завершению курса удаётся полностью устранить разрушительное воздействие страхов, тревоги и прочих расстройств, изменить неадекватную реакцию на продуманные действия.

Существует большое количество упражнений. Психотерапевт подбирает комплекс с учётом характера проблемы и состояния пациента.

uprazhneniya

Упражнение №1 – преодоление тревожности

Применяется Гештальт-терапевтическая техника. Суть задания – искренние ответы пациента на вопросы:

  • испытываю ли я переживания за своё будущее;
  • связываю ли я тревогу с неразрешимостью проблемы, может, просто я оттягиваю время для её решения;
  • имеется ли возможность приступить к решению вопроса сейчас, что так тревожит?

Получив ответы на вопросы, врач предлагает спроецировать все переживания на текущее время, чтобы убедить, что происходящее не вызывает переживаний. Далее пациент на листе бумаги должен описать свои ощущения с целью переноса чувств в другое направление (звуки, запахи, цвета и пр.).

Следующий шаг – ощущение дыхания, сердцебиения, состояния кожи, мышечной ткани и др. Все это нужно также описать на листе бумаги. Последним этапом необходимо ещё раз подумать, все ли части тела были прочувствованы. Всё обнаруженное описывают отельным пунктом.

По мере выполнения заданий тревога отступает. Пациент успокаивается. Этому способствует постоянное переключение мыслей по разным направлениям. В конце сессии врач разъясняет, что подобным образом нужно себя вести при малейшем ощущении тревожности.

Упражнение №2 – как преодолеть страх

Используется техника Эллиса. Суть занятий заключается в том, что пациенту предлагается высмеять страх и страх перед страхом. Примерный ход мыслей при ситуации «боязнь за невкусный обед»:

  • посмотреть на лица тех, кто принимает пищу;
  • если едят, то блюдо не может быть невкусным;
  • отсутствие нареканий – ещё одно доказательство, что всё в порядке;
  • нет похвалы – ничего страшного, её не следует ждать;
  • блюдо не удалось – близкие не наберут лишних калорий.

Цель анализа ситуации – убедиться, что это мелочи жизни. Они не достойны переживаний и сильных эмоций. Это лишь опыт, поиск рационального решения. Нужно понять, что вкусный обед не достоин наград, достаточно простого слова «спасибо». Неудавшееся блюдо – не конец света, а собственная реакция вкусовых рецепторов, которая не загоняется под шаблон. Пациент должен сделать вывод, что сложившееся обстоятельство – обычное дело. Оно не заслуживает сильных эмоциональных затрат. Страх в данной ситуации – беспочвенный.

Упражнение №3 – мозговой штурм

Для повышения творческой активности используют технику Д. Скотта. Суть занятий заключается в описании первых мыслей, которые приходят в голову, на тему «пути решения проблемы». Раздумывать над заданием не нужно. Такой подход исключает дальнейшие переживания за последующие неудачи. Длительные размышления обострят тревожность и страхи.

Следующим шагом врач предлагает оценить рациональность перечисленных решений. Аналитика помогает разобраться в решениях, какие из них достойные или непригодные. Для удобства можно использовать 5-бальную шкалу. Чаще всего пациенты ставят высший балл одному решению. Нужно добиться, чтобы выбиралась комбинация из 2-4 действий.

В работе с пациентами психотерапевты применяют и другие упражнения:

  • для снятия стресса (техника К. Шрайнера) – очищение мозга от ненужных мыслей;
  • как решить стрессовую ситуацию (техника Р. Бендлера) – формирование позитивного настроения путём молниеносной замены фотокарточек с мрачным изображением и красочным;
  • изменение негативного поведения методом самоанализа (техника Д. Рейуортера) – поочерёдная концентрация внимания на собственных чувствах, дыхании, сердцебиении, мыслях и пр.;
  • диалог с собой для экстренной помощи (техника М. Сандомирского) – комплекс упражнений, снимающий дискомфорт, эмоциональные переживания.
Длительность каждой сессии определяется врачом. В среднем её продолжительность составляет 1-2 часа.

Обучение

Эффективность КПТ доказана научно, что выгодно отличает методику от других способов лечения.

psihologi

На сегодня насчитывается примерно 80 контролируемых исследований, результаты которых способны впечатлить любого скептика.

Учитывая прогрессивность данной практики, она широко используется не только в психиатрии, но и других областях:

  • психологическом консультировании;
  • коучинге;
  • педагогике;
  • работе с персоналом.

Ассоциация КПТ предоставляет платформу для обучения специалистов. Кроме психотерапевтов в их число входят психологи и терапевты.

В некоторых странах утверждены расширенные списки, включающие медсестёр, социальных работников, консультантов и представителей других профессий.

spiski

Обучение по стандарту Европейской ассоциации КПТ длится не менее 5 лет. Начальным этапом является профподготовка.

Ключевой аспект – получение максимального количества знаний о КПТ, инструментах и техниках.

Программа обучения выстраивается по схеме:

  • базовые знания психического здоровья – рассматриваются такие понятия, как психология, психопатология, социальные проблемы, научное обоснование практики;
  • приобретение теоретических и практических навыков в КПТ – предоставляются знания признанными тренерами (минимальное количество часов для усвоения методики – 450);
  • супервизованная клиническая практика – обучающийся должен провести КП терапию с 8-ю пациентами (минимум 3 разные психологические проблемы), временные затраты – 200 часов;
  • оценивание 2-х аудио курсов с видео сопровождением – анализ сессий по компетентности терапевта в методике КПТ;
  • составление двух письменных описаний случаев и эссе, альтернативные варианты – научное исследование, дипломная работа, диссертация (от 2000 до 4000 слов).

В некоторых странах мира когнитивно-поведенческая практика даже получила поддержку системы государственного здравоохранения.

По завершению обучения выдаётся соответствующий диплом, позволяющий заниматься практикой в КПТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Психические заболевания