Некоторые дети читают задом наперед, искажают структуру слов, смешивают или заменяют звуки на похожие. Подобное отклонение требует грамотного лечения и постоянных занятий с родителями, иначе ребенка ждет множество проблем во взрослом возрасте.
Что это за болезнь?
Дислексия – это психическое заболевание, проявляющееся при обучении ребенка чтению. Оно связано с тем, что нервная система не окончила свое формирование в полной мере.
Расстройство навыков чтения встречается преимущественно у детей, однако ему подвержены и взрослые, если в детстве не было уделено должного внимания лечению заболевания.
Дислексия у младших школьников не дает повода считать их нездоровыми. Они всего лишь не в состоянии расшифровать входящую информацию.
Причина кроется не во всем мозгу, а лишь в его участке. Важно уметь отличать тревожные симптомы от незнания грамматических правил. При подобных нарушениях ошибки носят стойкий и специфичный характер.
Ученые выяснили, что эти отклонения связаны с нейробиологическими причинами.
У дислексиков область задней части височной извилины левого полушария малоактивна. В структуре мозга наблюдаются отклонения от нормы за счет зон пониженной плотности.
Медики выделяют и другие причины патологии:
- сверхактивность правого мозгового полушария;
- ЧМТ;
- серьезные инфекции;
- тяжелые беременность и роды (преждевременная отслойка плаценты, нехватка кислорода в утробе);
- употребление во время беременности наркотиков или алкоголя.
Особую роль играют социальные факторы. Это могут быть недостаток внимания, неблагоприятная обстановка в семье, педагогическая запущенность.
Известно, что подобное расстройство у мужчин и женщин связано со следующими факторами:
- черепно-мозговая травма в детстве;
- ДЦП;
- асоциальный образ жизни.
Расстройство передается на генетическом уровне, поэтому велик шанс того, что у родителей, страдающих дислексией, родится ребенок с унаследованным заболеванием.
Код по МКБ-10
R 48.0
Симптомы и признаки
Проявления заболевания разнятся в зависимости от формы расстройства.
Есть несколько общих симптомов, которые помогают обнаружить проблемы психики:
- боль в голове при чтении;
- усталость (особенно во время чтения);
- проблемы с письмом;
- рассеянность;
- невнимательность;
- чтение с поочередным закрыванием глаз;
- нежелание обучаться;
- потирание век;
- приближение источника чтения к глазам.
Процесс чтения сопровождается следующими признаками:
- пропуск букв и слов;
- запинки в озвучивании текста;
- несоответствие результатов чтения возрасту ребенка;
- непонимание текста.
Иногда пациент испытывает трудности с координацией в пространстве, его движения могут неуклюжими или замедленными.
При подозрении на дислексию родители должны обеспечить своему малышу профессиональную помощь. Если он не получит поддержки, то может перестать учиться и поверит в свою бесполезность.
Точно также видят символы больные, когда пытаются читать в интернете новости, почту или обычную книгу. Этот сайт дает глубже понять проблему людей с когнитивным расстройством, влияющим на чтение и письмо.
Виды
Врачи логопеды которые много лет знакомы с дислексией, знают, что это такое и помогут диагностировать, какой именно тип дислексии у пациента.
Виды и признаки заболевания:
- Фонематическая. Спровоцирована недоразвитием работы системы фонем языка. Эта форма характеризуется побуквенным чтением, искажением структуры слова.
- Семантическая. Читающий ребенок не понимает прочитанного текста. Он не искажает слов, однако не в состоянии ответить, о чем прочитал. Главной причиной непонимания текста является разделение слов на слоги.
- Аграмматическая. Обусловлена плохим развитием грамматического строя речи. При такой форме заболевания ребенок изменяет окончания в словах, путает числа существительных.
- Мнестическая. Характеризуется трудностью усвоения букв у детей. Вызвана нарушением связи между буквой и звуком, а также плохой работой речевой памяти.
- Оптическая. Развивается на фоне изменений психики, которые ограничивают оптическое и пространственное восприятие, нарушениями синтеза и анализа в процессе зрительного узнавания. Проявляется в трудностях усвоения букв и их постоянных заменах.
Тест
Если у вас есть подозрение, что вы или ваш ребенок страдаете этим заболеванием, попробуйте ответить на вопросы приведенного ниже теста. Если большинство ответов — положительные — это повод обратиться за консультацией к специалисту.
Лечение и коррекция
Выявить признаки патологии позволяет грамотное обследование. Специалист проводит тест на дислексию, проверяет слух и способность слышать звуки. Выясняется, какая из сенсорных систем больного работает лучше.
Центры лечения дислексии практикуют занятия по исправлению подобных отклонений и используют передовые методики и современные развивающие программы.
Над устранением проблемы работают психиатры, психологи и логопеды. Способ терапии зависит от формы и стадии патологии. Важно развить у ребенка функциональные навыки чтения, используя необходимые виды обучения распознавания звуков.
Логопед обычно проводит упражнения в форме игры.
Пациенту предлагается выполнить несколько заданий:
- отыскать конкретную букву в тексте;
- обвести буквы по контуру;
- вырезать алфавитный символ из бумаги;
- озвучить сочетания букв;
- правильно назвать ударение в слове;
- добавить недостающие символы алфавита.
Логопед при этом учитывает проявления расстройства, характер нарушения, механизм дислексии. У взрослых пациентов способы коррекции предполагают углубленные методики, хотя принцип их не отличается от занятий с маленькими детьми.
Основными элементами программы являются:
- Оценка состояния. Оценивается степень затруднения восприятия и выявляется область, которая волнует ребенка больше остальных. Пациент учится выстраивать модели, основанные на его опыте, изучает окружающую действительность.
- Переключение. Основным симптомом расстройства является дезориентация. На этом этапе больной учится отключать ее для получения точных образов.
- Расслабленность и проверка. Пациент создает с помощью воображения чувство расслабления, визуализирует образы.
- Координация. Больной избавляется от проблем с моторной координацией благодаря специальным тренировкам.
- Освоение символов. Чтобы дислексик усвоил ту или иную букву, ему нужно самостоятельно воссоздать символ в трех измерениях и сопоставить его с аналогом на листе. Для этого подойдет пластилин.
- Правильная настройка. Устранить дезориентацию можно с помощью «умственного глаза», который пациент должен зафиксировать в нужном положении.
- Последовательность в чтении. Ребенок обучается чтению слева направо, говорит, что означает то или иное слово.
В качестве профилактики советуют проходить обследование у специалиста на признаки дислексии. Следует учить ребенка воспринимать прочитанный текст на слух с ранних лет.
Родители должны научить малыша читать в игровой форме и с помощью обучающих материалов. Чем скорее будут обнаружены первые признаки расстройства, тем эффективнее станет лечение.