В настоящее время набирает «популярность» синдром гиперактивного поведения, встречающийся как у детей, так и у взрослых.
Он означает чрезмерную активность человека, неусидчивость, гипервозбудимость, холеричность.
В раннем возрасте такое поведение часто остается без должного внимания. Многие родители считают, что любимое чадо не должно сидеть на месте и быть пассивным, к тому же он пока не умеет управлять своим темпераментом.
Но. между тем. следует правильно разграничить представление об обычной активности и гиперактивности. Тщательно изучив проявления, причины — пути коррекции назначит только врач после длительного обследования. Если первое с возрастом пройдет само собой, то второе – это неврологическое расстройство, к которому нельзя относиться поверхностно.
Причины появления
Перворичинами гиперактивности могут выступать:
• Внутриутробные или приобретенные инфекционные заболевания;
• Ранние или поздние роды, тяжелая родовая деятельность;
• Чрезмерные физические нагрузки во время беременности матери;
• Тяжелые отравления;
• Неполноценное питание и нарушенный распорядок дня;
• Наследственный фактор (врожденные отклонения от нормы некоторых систем мозга);
• Незрелость нервной системы новорожденного младенца;
• Плохая экология.
Гиперактивность чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. СДВГ часто сопровождается нарушением сна, энурезом, расстройством сердечной деятельности.
Проявления заболевания
Как распознать недуг на самой ранней стадии его развития?
У малолетних детей признаки до года жизни проявляются в слишком бурной реакции на свет, звук, игрушки, родных и незнакомых людей. Малыш очень активно ведет себя в колыбели, он беспокойный, плохо спит, часто плачет, яркие игрушки увлекают его внимание совсем ненадолго.
Гиперактивный ребенок признаки в 2 года имеет следующие:
• забывчивость;
• рассеянность внимания;
• непослушание старшим;
• трудность в освоении речи;
• постоянная болтливость;
• капризность;
• большое число движений;
• моторная неловкость.
В возрасте 2-3 года гиперактивного ребенка очень тяжело чем-либо заинтересовать. Он не может играть в детские игры (постоянно отвлекается), часто плачет, непоседлив, с ним тяжело учить стишки, он не слушает мамины песни, шумит, «не принимает» замечаний в свой адрес.
Гиперактивность у дошкольника 3-6 лет может заметить воспитатель в детском саду. Педагог не может его занять делом, реакция на указания старших слишком импульсивна, ребенок не может спать в сон-час, не вникает в учебный процесс, на занятиях увлечен своими делами, он живет «в своем, им же придуманном мирке». В этом же возрасте проявляются первые эгоистичные черты, ребенок пытается доминировать над сверстниками в играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает, вмешивается во взрослые разговоры, бурно выражает свои эмоции в самой неподходящей обстановке, игнорирует и не воспринимает критику.
Профилактическая и коррекционная работа с гиперактивными детьми в детском саду проводится специалистами-психологами. Родителям рекомендуется прислушиваться к их советам и при необходимости посетить врача-невропатолога для консультации.
У школьников гиперактивность и СДВГ «расцветают». Строгий школьный регламент поведения и требований к ученикам – это настоящее испытание для детей и подростков, их нервная система не справляется с психическими и физическими перегрузками.
В этот период преобладают симптомы:
• Отсутствие концентрации внимания;
• Неспособность сидеть на уроке (ребенок может спокойно сидеть за партой не более 15 минут);
• Нервный тик;
• Заниженная самооценка;
• Трудность в усваиваемости учебного материала;
• Развитие всевозможных фобий;
• Частая потеря личных вещей.
У гиперактивных детей практически отсутствует чувство страха: они прыгают с любой высоты, могут выскочить на дорогу прямо перед несущимся автомобилем, не умея плавать, могут прыгнуть в воду на глубину.
Гиперактивные подростки не хотят посещать школу, выполнять контрольные работы и домашние задания. Часто они бросают обучение до получения среднего образования.
Корректирующая терапия
Родителям необходимо научиться взаимодействовать с ребенком. Как у подростков, так и у детей дошкольного возраста лечение медикаментами должно быть сопряжено с психологической коррекцией.
• для улучшения памяти необходимо принимать витаминные комплексы;
• медикаментозные препараты для терапии гиперактивности снижают импульсивность, способствуют усвоению учебного материала и работоспособности, но не лечат само заболевание;
• обязательны занятия спортом (согласно возрасту и физическим способностям);
• за гиперактивным ребенком необходим постоянный контроль со стороны родителей, они обязаны обеспечить чаду безопасность в доме, полноценное питание, почасовой распорядок дня, соблюдать идеальный порядок в квартире;
• нельзя физически наказывать детей, часто ругать, делать грубые замечания, тем более при посторонних людях;
• не стоит что-либо запрещать, не объяснив причину запрета;
• запрещено требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе.
Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога
1. Во-первых, не стоит пренебрегать помощью квалифицированного невропатолога, психолога и психиатра. Отправляйтесь на консультацию к специалисту и заручитесь его поддержкой.
2. Распорядок дня ребенка должен быть четко организован. Не стоит его менять, это даст толчок развитию необходимых рефлексов (например, ложиться спать в определенное время или после прочитанной сказки, вставать с первым звонком будильника). 3. В доме не должно присутствовать раздражителей, обстановка должна быть спокойной и доброжелательной.
4. Не нужно ограничивать активность ребенка, это даст возможность выходу скопившейся энергии.
5. «Проблемное» чадо не нужно принуждать к нудным занятиям и долгому сидению на одном месте.
Гиперактивным деткам необходимы награды и поощрения, огромная любовь родителей и одобрение начинаний. Без помощи специалистов возможно формирование психопатического типа личности. Ранняя диагностика заболевания, должная терапия, любовь родных и грамотное воспитание – залог повышения качества жизни гиперактивного ребенка.
Видео